Эминем стал первой мегазвездой хип-хоп культуры, человеком, благодаря которому рэп перестал принадлежать исключительно афроамериканцам и стал интернациональным явлением. Прошло время рок-звезд, им на смену пришли рэп-звезды. Вдохновясь примером Эминема, рэп читают в Китае, Австралии и даже неритмичной России. А на родине музыканта - в США - рэп называет своим любимым музыкальным стилем вторая по численности группа населения. Бесполезно пытаться объяснить феномен популярности Эминема. Единственное возможное объяснение - миру нужен был новый герой, которого можно было бы уважать. Уважение - вот к чему всю жизнь стремился Эминем. Теперь его вряд ли проигнорируют.
Маршалл Брюс Мэтерс III (Marshal Bruce Mathers III) родился 17 октября 1974 года в Канзас-сити. Его отец покинул семью еще до рождения малыша, и все тяготы воспитания легли на плечи матери. Дэбби Мэтерс-Бриггс не имела постоянной работы, и семья кочевала по Америке, стараясь зацепиться хоть где-нибудь. Из-за такой кочевой жизни Маршалл не успевал обзаводиться друзьями, поэтому главным развлечением его детства стали телевизор и комиксы. Когда мальчику исполнилось 12 лет, семья осела в Детройте, в одном из самых неблагополучных районов города.
Незадолго до этого дядя Маршалла Ронни подарил ему кассету с саундтреком к фильму «Breakin'». «Первой рэп-песней, которую я услышал, была «Reckless» рэппера Ice-T. Тогда же я услышал LL Cool J и The Fat Boys. Я был восхищен. После «I'm Bad» в исполнении LL Cool J мне захотелось научиться рифмовать, как он. Стоя перед зеркалом, я пытался копировать его, я хотел быть таким как он», - вспоминал потом Эминем.
Этот подарок изменил жизнь Маршалла, а дружба с ребятами из черного гетто привела к тому, что к 1987-му году мальчик не только хорошо разбирался в рэп-культуре, но и сам принимал активное участие в школьных «бэттлах» на звание лучшего MC. Именно к этому времени относится появление псевдонима «Эминем», который произошел от первых букв имени и фамилии Маршалла Мэтерса.
Любовь к музыке оказалась сильнее необходимости получения образования. В 1989-м году после окончания восьмого класса Эминем бросает школу и зарабатывает на жизнь, подрабатывая официантом, поваром и сезонным рабочим. А параллельно занимается музыкой, участвуя во всех проводимых в Детройте и области соревнованиях по искусству чтения телег. «Я не понимал прелесть гуляния по паркам и не увлекался баскетболом, как мои сверстники. Я никогда не стремился иметь машину или что там еще... Все, чего я желал - сделать карьеру в хип-хопе». В 1990-м году открывается Hip Hop Shop - место встреч местных хопперов, в котором регулярно проводились различные конкурсы и соревнования. По словам Эминема, он выиграл большинство из тех акций.
Единственный в Детройте белый рэппер стал уважаемым членом местной рэп-тусовки.В 1995-м году Эминем вступает в ряды группы Soul Intent и на следующий год при поддержке лейбла FBT Entertainment выпускает свой дебютный альбом «Infinite». Альбом был раскритикован в пух и прах и FBT Entertainment разорвали контракт с Эминемом. Неудача больно ударила по самомнению музыканта, но музыку он не бросил.
В 1997-м году Эминем получил титул «Исполнителя года» на радиошоу Wake Up Show лос-анжелесских диджеев Sway & Tech. Эта победа позволила завести знакомство с известной женщиной-продюсером Вэнди Дэй, являющейся организатором ежегодных Олимпийских Игр Рэпа в Лос-Анжелесе. Она и пригласила Эминема принять участие в 1997 Rap Olympics.
Победитель Олимпиады получал 500 долларов, которые Эминему нужны были позарез - перед отъездом в Лос-Анжелес он получил уведомление о выселении из квартиры за неуплату. Увы, победителем он не стал, заняв второе место. Однако обратил на себя внимание некоего Dr.Dre, известного продюсера и бывшего участника рэп-легенды N.W.A., решившего понаблюдать за талантливым музыкантом.
В 1998-м году Эминем на собственные деньги записывает сингл «Slim Shady EP», куда вошла известная ныне «Don't Give A Fuck». («Мне было нечего терять...»). Перестав подражать своим коллегам, писавшим тексты о внутриклановых разборках, девочках и крутых тачках, Эминем позволил раскрыться своей темной стороне, своему второе «я» - злобному и агрессивному Слиму Шейди. Этот альбом сделал Эминема звездой андеграунда.
Релиз попал в руки Dr. Dre, и это событие стало переломным моментом в карьере Эминема. «Мне было 23 года, у меня была маленькая дочь, а я не мог купить ей пеленок! Меня все достало и когда я понял, что жить незачем, внезапно раздался звонок Dre. Он натуральным образом спас мне жизнь», - вспоминал потом Эминем.
Белый рэппер -понятия несовместимые, однако продюсера это не испугало: «Этот парень пишет реально хорошую музыку, и мне без разницы - белый он, черный или зеленый!».
Результатом сотрудничества Dr. Dre и Эминема стал выпущенный в 1999-м году альбом «Slim Shady LP», предваряемый синглом «My Name Is»,в котором язвительный Эминем высмеивает Билла Клинтона и Монику Левински, Томми Ли и Памелу Андерсон, Мэрилина Мэнсона и даже собственную мать! И если остальные никак не отреагировали на провокацию, то мать не стала молчать и подала на свое чадо в суд, требуя 10 млн долларов за «порочащие ее образ» строки: «My mother smokes more dope than I do» («Моя мать курит больше дури, чем я»).
О популярности этой композиции говорит хотя бы тот факт, что ее крутили даже рок-радиостанции!
Дебют Эминема можно сравнить с эффектом разорвавшейся бомбы: изобилующие ругательствами и непристойностями песни о насилии, расовой нетерпимости, наркотиках, гомофобии и женоненавистничестве раскололи американское обществе на два лагеря. Равнодушных не осталось. Эминем ополчил против себя представителей сексуальных меньшинств, феминисток, преподавателей и политиков - вскоре после выхода его дебютного альбома в Сенате прошли слушания на тему влияния современной музыки на подрастающее поколение.
«Я ведь просто хочу рассмешить людей! - говорил Эминем в свое оправдание. - Каждый, кто имеет хоть половину мозга, поймет, когда я серьезен, а когда шучу! Любой человек с чувством юмора, слушая этот альбом, будет смеяться от начала до конца. ... Я рос, слушая 2 Live Crew и NWA, но ведь до сих пор никого не убил. «Спасение рядового Райана» - самый больной фильм, который я когда-либо видел, но почему-то не слышал, чтобы его критиковали за насилие...».
«Slim Shady LP» вышел 23 февраля 1999-го года и дебютировал на втором месте чарта «Billboard», разойдясь тиражом в 480 тысяч экземпляров в первую же неделю продаж. К настоящему моменту альбом стал четырежды платиновым.
В феврале 2000-го года Эминем получил за него две премии «Грэмми»: награды в категории «Лучший рэп-альбом» и «Лучшая рэп-композиция» (за «My Name Is»), и титул «выдающегося альбома современности» на церемонии Detroit Music Awards. MTV Video Music Awards признали исполнителя «Лучшим новичком года».
Весну и лето 1999-го Эминем провел в туре Warped Tour с Cypress Hill, а в декабре 1999-го приступил к записи следующего альбома.
Новый альбом «The Marshall Mathers LP» вышел в свет 23 мая 2000 года и сразу же возглавил американский хит-парад, сбросив с вершины альбом «Oops! I Did It Again» Бритни Спирс. В первую же неделю альбом разошелся тиражом 1,7 млн экземпляров, что стало одним из лучших результатов в истории американских чартов. «The Marshall Mathers LP» оставался на вершине 8 недель кряду, разойдясь тиражом 8 млн экземпляров только в США.
Одним из наиболее успешных в коммерческом плане хитом стала композиция «Stan», построенная на сэмпле из песни никому не известной британской певицы Дайдо «Thank You». После триумфа «Stan» альбомы Дайдо стали расходиться немыслимыми тиражами (только в Великобритании он получил семь платиновых наград). «Это невероятно, - сказала потом певица. - Люди поспешили в магазины, чтобы купить мой альбом, когда услышали тот маленький кусочек «Thank You» у Эминема!» Надо ли говорить, что Дайдо готова благодарить Эма по гроб своей жизни?
Первым синглом с альбома стала песня «Real Slim Shady», в которой (по традиции) Эминем прошелся по Бритни Спирс, Кристине Агилере и ... Американской Академии звукозаписи, вручающей «Грэмми». Что не помешало членам Академии номинировать «The Marshall Mathers LP» на четыре награды, в том числе и самую престижную - «Альбом года».
Альбомом года «The Marshall Mathers LP» не стал - награда досталась Steely Dan. Это вызвало праведный гнев Dr. Dre, утверждавшего, что трусливые академики просто побоялись отдать главный приз Эминему. «Нас обокрали!» - заявил Dre, и многие с ним согласились. Несмотря на эту неудачу, остальные номинации превратились в полновесные «граммофончики». Эминем стал победителем в категориях «Лучший рэп-альбом», «Лучшее сольное выступление» и «Лучшее рэп-выступление дуэтом» (за работу с Dr. Dre). «Я благодарю всех, кто обращал внимание не на «скандальность» альбома, а на то, что он на самом деле представляет», - сказал Эминем, получал награду.
Тогда же, 21 февраля 2001 года состоялся самый невероятный дуэт в истории «Грэмми» - «гомофоб» Эминем спел вместе с ... Элтоном Джоном, открытым геем! И это после того, как Американская Ассоциация геев и лесбиянок GLAAD объявила рэппера врагом номер один всех сексуальных меньшинств!
«Мне, как истинному британцу, нравится черный юмор Эминема», - заявил Элтон Джон, отбиваясь от журналистов. И признался, что выступление с этим дерзким мальчишкой - большая честь для него - Элтона. К ветерану поп-сцены присоединилась и Мадонна, написавшая в своем «открытом письме в защиту Эминема» следующее: «Его музыка делает кровь горячей, а мысли - ясными. И, знаете, его тексты содержат куда больше смысла, чем речи Джорджа Буша!». Свое слово в защиту рэппера высказал и Элвис Костелло, заявивший, что «альбом Эминема динамичнее, веселее и, как ни странно, правдивее, чем большинство пластинок других исполнителей!»
Одновременно с раскручиванием карьерных витков у Эминема началась череда неудач: судебные тяжбы с родственниками, «война слов» (и действий) с коллегами по сцене Эверластом и Insane Clown Posse, и - семейные неприятности. 4 июня 2000-го года Эминем был арестован за нападение с применением огнестрельного оружия на некоего Джона Гуэрру, осмелившегося поцеловать его жену. Перед Эмом открылась перспектива провести в тюрьме, по крайней мере, 15 следующих лет. Однако судья оказался снисходительным (пистолет, как оказалось, был незаряжен) и назначил ревнивому рэпперу испытательный срок с немалым штрафом.
С Джоном Гуэррой дело удалось уладить, но в семье назрел конфликт. Жена рэппера и лирическая героиня его песен, Ким Метерс, подала на развод. Эминем попытался оставить право опеки над своей пятилетней дочерью Хейли за собой («Хейли - единственная женщина, которую я уважаю»), но Ким пригрозила вообще лишить его родительских прав. В результате соглашения Эминем и его жена получили равные права опеки над дочерью.
Тем временем сопровождаемый стабильно высокими темпами продаж «The Marshall Mathers LP» продолжал собирать урожай призов и наград. NME Awards 2001 принес Эминему титул «Лучшего рэп-исполнителя». Уважаемый общественно-политический журнал Time Magazine назвал рэппера «Человеком года». На церемонии вручения MTV Video Awards рэппер получил три награды: «Лучший видеоклип года» и «Лучший видеоклип сольного исполнителя» (за «Real Slim Shady») и «Лучшее рэп-видео» (за клип «Forgot About Dre», в котором снялся вместе с Dr. Dre). Получать призы Эминем явился в сопровождении 100 двойников..
Далее - просто перечисление самых значимых наград:
Brits 2000 - лучший интернациональный исполнитель.
Ericsson Musik Awards 2000 - лучший альбом года («The Marshall Mathers LP»).
MTV Europe Music Awards 2000 - лучший хип-хоп-исполнитель и лучший альбом года («The Marshall Mathers LP»).
VH1 Awards 2000 - приз за самое громкое противостояние («Эминем против всего мира»).
Кроме того, композиция «Real Slim Shady» была названа лучшей песней 2000 года уважаемым британским журналом NME, такого же мнения придерживался и другой музыкальный еженедельник - Spin. Читатели последнего назвали Эма «человеком 2000 года».
2000-й год Эминем провел в гастролях. До вынесения решения суда по делу нападения с огнестрельным оружием Эминему было запрещено выезжать за пределы США, поэтому большая часть года была посвящена всеамериканскому туру, в который исполнитель поехал вместе с Dr. Dre, Xzibit и Snoop Dogg. Турне Up In Smoke собрало более полумиллиона зрителей. После получения разрешения выезжать за пределы США Эминем решился на мировой тур. Одной из первых стран турне была выбрана Австралия, однако чтобы добиться разрешения на выступления здесь, адвокатам певца пришлось хорошо потрудиться. Но альбомы Эминема получили строгий возрастной ценз - подросткам до 18 лет их продавать не разрешалось.
В Великобританию Эминем попал в феврале 2001 года. Его концерты в Англии прошли под пристальным наблюдением со стороны полиции - а ну как заезжий хулиган станет развращать британскую молодежь! Полиция пригрозила сразу же арестовать буяна, если услышит со сцены любые упоминания о наркотиках, которые, как считалось, являлись обязательным блюдом рациона рэппера. Но больше всего возмутил Эминема запрет на появление на сцене с включенной электропилой - непременным атрибутом всех его шоу! (Использование рэппером электропилы возмутило не только британских блюстителей порядка. Одна из фирм-производителей пил заявила буквально следующее: «Эминем подрывает наш авторитет! Мы делаем инструменты не для маньяков!»).
Вернувшись из продолжительного тура, в ходе которого Эминем побывал везде, где его соглашались принимать, музыкант начал съемки в автобиографическом фильме «8 Mile», с Ким Бэсинджер в роли своей матери. Фильм увидел свет летом 2002. Параллельно со съемками рэппер готовил материал для своего нового альбома.
Третий долгожданный альбом Эминема - «The Eminem Show» вышел 28 мая 2002 года и по сложившейся уже доброй традиции дебютировал на вершине «Billboard». По словам музыканта, в работе над новым альбомом он вдохновлялся рок-музыкой 70-х. «В детстве помимо LL Cool J, NWA и Beastie Boys мне нравились Led Zeppelin и Aerosmith. Эта музыка до сих пор меня волнует».
Первым синглом с альбома стала композиция «Without Me». Язвительность перешла на другой уровень - в этом клипе Эминем пародирует самого Усаму бен Ладена. Сразу же после выхода клипа на экраны разнесся слух о том, что в адрес пересмешника поступили угрозы от террористической организации Аль-Каида, однако представители певца поспешили опровергнуть эту информацию.
«The Eminem Show» в первую же неделю после выпуска возглавил чарты США, Великобритании, Канады и еще 21 страны мира. Недельный тираж альбома в Штатах составил 1,2 млн копий (285 тысяч из которых разошлись в первые 36 часов после релиза) - больше, чем тираж всех входяших в Top 20 исполнителей, вместе взятых. «Шоу» возглавляло чарт пять недель кряду.
... «Я пою о вещах, которые шокируют людей, но правда заключается в том, что я никогда не позволю себе сделать того, о чем пою». - Эминем, 2000-й год.
Дискография:
Infinite 1996
Slim Shady EP 1998
Slim Shady LP 1999
The Marshall Mathers LP 2000
The Eminem Show 2002
Encore 2004
Ссылки:
Официальный сайт Eminem'а
music.com.ua
|